Сайт находится на реконструкции, мы меняемся для Вас!

ТЕТ-а-ТЕТ С ВЛАСТЬЮ

первый общественно-политический GR-журнал в россии

Время консолидированных усилий

Интервью с Председателем Московского антикоррупционного комитета при Москов­ской ТПП, председателем Правления Меж­региональной общественной организации «Национальный Комитет Общественного Контроля», профессором «Международного юридического института Мансуром Юсупо­вым.

– Мансур Равилович, какие наиболее зна­чимые проекты, посвящённые помощи влас­ти малому бизнесу для участия в торгах гото­вятся, или внедрены в практику?

– Наиболее значимой новацией представля­ется реализация норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной си­стеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направленных на минимизацию корруп­ционной составляющей в системе госзакупок.

Естественно, следует понимать, что контрак­тная система, как и любое системное образо­вание, может быть сравнена со сложным, уни­кальным, многосоставным механизмом, запуск которого требует «притирки», подгонки всех его элементов. Так, в США внедрение такого рода системы закупок заняло не один десяток лет и сопровождалось многочисленными проблема­ми, коррупционными скандалами. Мы, по сути, в начале пути и в этих условиях мы приветствуем принятие и вступление данного закона, который, несомненно, изменит ситуацию в системе госза­купок тем более, что это – результат исполнения положений посланий Президента России.

Одновременно, мы считаем, что наступило время принятия консолидированных усилий всех заинтересованных лиц, – не только органов власти, но и общественности, – для осмысления происходящих перемен и выработки предложе­ний по дальнейшему совершенствованию ор­ганизационной и правовой основы контрактной системы.

– Что препятствует, по Вашему мнению, малому бизнесу участвовать в тендерах на госзаказы?

– Даная проблема весьма не проста. Зако­нодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд пред­усматривают многочисленные льготы для субъ­ектов малого предпринимательства. Однако на практике реализовать их бывает весьма затруд­нительно. Смотрите сами: в первую очередь, проблема связана с необходимостью обеспе­чения заявки. Например, размер обеспечения составляет пять процентов от объявленной цены контракта, так называемой, начальной макси­мальной цены (НМЦК). Если цена контракта со­ставляет 10 млн. руб., то потенциальный постав­щик должен предоставить в обеспечение 500 тыс. руб. Это вполне приемлемо для субъекта малого бизнеса. Ну а если цена объявлен в 100 млн. руб., то обеспечение заявки составит уже 5 млн. руб. Вывести из оборота такую сумму – уже, как Вы понимаете, не всегда просто. Таким образом, на самые «вкусные» госконтракты, в которых сумма обеспечения заявки исчисляется десятками миллионов, могут претендовать толь­ко крупные компании. При этом следует учи­тывать, что требование закона предписывает объединение, укрупнение контрактов. Это впол­не логично – на крупном контракте государство может сэкономить больше бюджетных средств. Потому проблема не может быть решена просто и однозначно – надо искать оптимальный выход, паритет интересов. Видите, как все непросто.

Вторая проблема в том, что малый бизнес не имеет должного юридического и экономиче­ского сопровождения. Только крупная компания может себе позволить держать штат квали­фицированных юрисконсультов, экономистов и аудиторов. Естественно, единственный, как пра­вило, бухгалтер, имеющийся в штате организа­ции с небольшими объемами оборота, не спосо­бен безупречно составить заявку, эффективно сопроводить контракт, а подчас, и попросту оценить последствия победы для организации. Вообще, проблем великое множество.

– Это сложная и непонятная процедура участия в тендерах?

– А Вы попробуйте, почитайте законы, регла­ментирующие данное направление. Из гуман­ных соображений неспециалисту категорически не советую: воспаление мозговых оболочек га­рантировано. Утешает лишь то, что в США про­цедуры реализации контрактной системы ре­гламентированы инструкциями общим объемом более семи тыс. страниц. Естественно, потре­буется переучивание специалистов, подготовка квалифицированных кадров. Кстати, по этому вопросу: специалисты МАКа активно участвуют в переподготовке государственных служащих, сотрудников госучреждений города Москвы, от­ветственных за размещение госсаказов. Это делается весьма успешно и системно налажено в Московском городском университете управле­ния правительства Москвы. С будущими и дей­ствующими специалистами проводят занятия первые лица Департамента госзакупок города Москвы, практические работники. Однако, ни в одном семинаре такого рода для сотрудни­ков коммерческих организаций, представителей малого бизнеса, стремящихся участвовать в госзакупках, мы не участвовали. Скорее всего, их и не было.

Думается, надо готовить не только «контрак­теров» со стороны государственных структур, но и обеспечивать полной и достоверной информа­цией о порядке проведения конкурсных проце­дур, что называется «из первых рук», и вторую сторону закупочных отношений.

– Отсутствие коммерческой привлека­тельности предлагаемых лотов невозмож­ность честной победы – это коррупция?

– Здесь опять всё взаимосвязано. Вот при­мер, что называется «с ходу»: аукцион, как известно, выигрывает тот, кто предложил на­именьшую цену. Ниже некой цены заказ до­бросовестному исполнителю невыгоден: поста­вить товар (выполнить работу, оказать услугу) должного качества не только не прибыльно, но и невозможно. В то же время, в сфере госзаку­пок действуют фирмы-рейдеры, играющие на понижение цены. Дальше вообще все просто: если предусмотрен аванс, то его получают, исполнение контракта, как правило, и не плани­руется. Максимум, что может грозить в резуль­тате судебного разбирательства, которое может тянуться годами, – вернуть аванс. В другом случае исполнение государственного контракта рейдером с учетом заложенного интереса либо предлагается другим участникам тендера, либо третьим лицам. Выход из ситуации – обеспе­чение заявки, о котором мы уже говорили, де­тализация требований. Однако, тут опять-таки, вторая сторона медали: техническое задание может содержать настолько детализированные требования к исполнителю, что соответствовать им может только одна конкретная компания.

– Сложности, связанные с предоставлени­ем залога (размер, сроки и условия предо­ставления)?

– На этот вопрос я уже частично ответил. Но к его решению надо также подходить взвешено: залог позволяет, хотя бы частично, отсечь фир­мы-однодневки, рейдеров и т.п.

– Трудности с последующим исполнением контракта (волокита, несвоевременные пла­тежи, административные барьеры)?

– Я уже говорил о частичных корруциоген­ных факторах 44-ФЗ. Одним из них является сложность либо неурегулированность адми­нистративных процедур. Это, пожалуй, один из самых проблемных вопросов. Решить его можно только постоянно обобщая опыт реали­зации законодательства. Для этого необходима система получения налаженной информации как из госорганов, так и от участников конкур­сов (аукционов). Каким образом осуществлять этот мониторинг? Это уже вопрос отдельного разговора.

Вообще же, было бы целесообразно распро­странить порядок, предусмотренный Федераль­ным законом № 172-ФЗ «Об антикоррупцион­ной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных пра­вовых актов», на правовые акты (документы) в государственных закупках. Здесь видится мощ­ный потенциал противодействия коррупции в системе госзакупок.

Для обеспечения прозрачности, эффек­тивности и предупреждения коррупционно со­ставляющих факторов считаем необходимым участие в тендерных комиссиях независимых наблюдателей от общественных организаций. В частности предлагаем использовать экспертов образованной в России на базе Московского антикоррупционного комитета в августе 2013 года межрегиональной общественной органи­зации «Национальный Комитет Общественного Контроля».

– Какие Вы видите формы взаимодейст­вия в своей практике с органами власти, в частности с комитетами Госдумы РФ нынеш­него созыва?

– Мы считаем, что комитеты Госдумы РФ должны приглашать общественные организации для участия в работе по актуальным для госу­дарства и общества вопросам. Такое взаимовы­годное партнёрство и есть залог успешного раз­вития гражданского общества в нашей стране.


ОтменитьДобавить комментарий