Сайт находится на реконструкции, мы меняемся для Вас!

ТЕТ-а-ТЕТ С ВЛАСТЬЮ

первый общественно-политический GR-журнал в россии

Влияние коррупционных факторов на стрессоустойчивость Государственных служащих

Влияние коррупционных факторов на стрессоустойчивость Государственных служащих

26 ноября 2015 года в Академии Управления МВД России прошла XVII – Международная научно-практическая конференция по теме: «Стрессоустойчивость в системе противодействия современным угрозам безопасности личности, общества и государства».

В рамках конференции прошла презентация книги «60 лет на службе Отечеству» об Анатолии Фёдоровиче Майдыкове – профессоре, докторе юридических наук, заслуженном деятеле науки Российской Федерации. В работе конференции приняли участие образовательные учреждения МВД РФ, Академии Генеральной прокуратуры, Академии Генерального штаба Минобороны России, ФСИН России, Минюста России, института социологии РАН, МГИМО (У) МИД России и представители Московского антикоррупционного комитета и МОО «Национальный комитет общественного контроля». Цель конференции – объединение усилий теоретиков и практиков, заинтересованных в разработке механизмов обеспечения стрессоустойчивости в системе противодействия современным угрозам безопасности личности общества и государства.

На данной конференции в своём выступлении по теме «Влияние коррупционных факторов на стрессоустойчивость государственных служащих» председатель правления Национального комитета общественного контроля Мансур Юсупов отметил следующее:

Коррупция как социальное психологическое явление в обществе обусловлено существованием коррупционных факторов и проявлений в государстве и обществе, которые выступают её правовыми предпосылками.

Коррупционные факторы – это условия, предоставляющие возможность для коррупционного поведения. Эти факторы могут быть объективными и субъективными относительно конкретного должностного лица, совершившего коррупционное правонарушение. Побудительные мотивы к неправомерному поведению отдельно взятого должностного лица порождаются как недостатками государственной политики и кризисным состоянием общества, так и недостатками в организации работы отдельного взятого государственного учреждения и особенностями личности правонарушителя, создающими широкие возможности для неправомерного извлечения личной выгоды.

Особенностью нашего времени в настоящее время является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и национальных культур. Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности и общества.

Изменения, происходящие в политике и экономике страны, повлекли за собой также структурные преобразования, в том числе, и в органах государственной власти (государственного управления). В настоящее время связующим звеном между государством и гражданским обществом является социальный институт государственной службы. Обусловленная потребностями общества, государственная служба определяется уровнем его развития и, являясь частью общества, реализует в нем свой потенциал.

Одной из центральных психологических проблем обеспечения эффективной профессиональной деятельности, в том числе и госслужащего, считается проблема психической адаптации. В настоящее время накоплено большое количество данных, свидетельствующих о деструктивном воздействии особых условий на деятельность и состояние человека, вследствие возникающего в этих условиях несоответствия между объективными и субъективными возможностями человека и объективными требованиями деятельности и времени.

На этом пути ещё достаточно серьёзной угрозой стоит высокий уровень коррупции, тормозящий прогрессивное развитие страны. Сегодня, как показывает действительность, государственные служащие и, в частности, сотрудники полиции не защищены должным образом от различных коррупционных и связанных с этим психологических факторов. Указанные психологические нагрузки вкупе с физическими, порой приводят к тому, что молодые сотрудники, не выдержав на службе после окончания вуза и 2-х лет, увольняются из правоохранительной службы.

К сожалению, эта действительность очень сильно тормозит прогрессивное развитие правоохранительной системы. Эти проблемы для государства являются на сегодняшний день тоже первоочередными.

Хотелось бы отметить ещё один фактор волнующий многих, это то что на фоне многосторонних задач правоохранительных органов по противодействию коррупции, экстремизму, терроризму, организованной преступности и многих других видов правонарушений не каждый государственный служащий по своим психологическим и физиологическим возможностям может выдержать различные стрессовые нагрузки, в том, числе и соблазны криминального характера. Вот здесь нужна психологическая и идеологическая поддержка кадровых аппаратов, учёных и общественности.

По СМИ мы часто видим слышим громкие уголовные дела в отношении государственных служащих различного ранга, в том, числе правоохранительных органов, что создаёт у большого числа населения мнение, что всё продаётся и покупается, что беззаконие процветает. Соответственно идёт отрицательное психологическое отношение ко всем сотрудникам как к взяточникам и особенно тяжело это воспринимать госслужащим, которые добросовестно и честно служат, и выполняют свои служебные обязанности. Здесь, несомненно, большой психологический стресс для честного сотрудника, вызывающее чувство несправедливости к нему и дальнейшую апатию при выполнении им ежедневных обязанностей. Конечно, кто-то субъективно этот стресс выдерживает, а кто-то нет.

Вторая стрессовая ситуация: когда законопослушного сотрудника особенно молодого поколения, руководство склоняет к фальсификации доказательств и фактов, чтобы в «заказном» порядке либо возбудить уголовное дело, либо наоборот отказать в возбуждении уголовного дела – то есть скрыть совершённое преступление. Подобный стресс тоже не каждый сотрудник выдержит и сможет противостоять против этого.

Третья стрессовая ситуация: молодой человек окончивший юридический вуз получает назначение в отдельное подразделение, где допустим присутствует круговая порука и коррупция, действия отдельных сотрудников, а иногда и самих руководителей направлены на извлечение незаконной выгоды. Ему остаётся либо вступить в этот коллектив и выполнять все созданные там коррумпированные условия, либо переводится в другое подразделение, либо уволится.

В этом же ключе можно осветить отношения между руководством и подчинёнными, ситуация к примеру, когда коррумпированный начальник, используя своё положение давит честных сотрудников, ясна и понятна, также и во втором случае, когда законопослушный начальник может быть не защищён от действий продажных подчинённых, так как в конечном счёте он будет нести ответственность за любые происшествия, которые могут произойти в вверенном ему коллективе. Всё это также приводит к возникновению недоверия начальников к подчиненным исполнителям и наоборот подчинённого к руководству и привести к стрессовым ситуациям. Я Вам описал только 4 ситуации, когда их может быть множество.

К примеру, из практики деятельности нашей организации, после информирования населения через СМИ о том, что госслужащие по месту службы сами могут и должны выявлять коррупционные факты и докладывать о выявленных фактах своему вышестоящему руководству либо в правоохранительные органы, президент России об этом говорил в СМИ, действительно нашлись смельчаки принципиальные госслужащие попытавшиеся разоблачить коррупционеров в своей организации. Конечно, результаты были плачевными, так как эти сотрудники были уволены либо принуждены к увольнению.

Если говорить о теории, то решение задач стрессоустойчивости государственных служащих на государственном уровне предполагает комплексную систему действий со стороны государства, обеспечивающую согласованность деятельности на различных стадиях служебной подготовки государственных служащих, начиная со студенческой скамьи и в последующем ежедневно на службе на прочной законодательной и организационной основе. Но в реалиях, к сожалению, до желаемого результата ещё далеко.

И поэтому поднятая тема очень актуальна и требует дальнейшего обсуждения и подготовки реальных решений по обеспечению государственного служащего приемлемыми и нормальными условиями для осуществления им служебной деятельности на прочной законодательной основе.

И поэтому считаю целесообразным кадровым службам разработать систему степеней стрессоустойчивости или определить критерии оценки стрессоустойчивости в момент проявления коррупционной составляющей.

Полагаю, также, что степень стрессоустойчивости сотрудника ОВД может определить наиболее опытный сотрудник кадрового аппарата либо сыщик, имеющий большой опыт и стаж работы в области оперативной деятельности. Кроме того, в данном направлении хочу ещё отметить ограниченность использования полиграфа, которая как известно может определить только следующее: мотивация приёма на работу; умение и желание работать командой; амбициозность и потенциал; личное отношение к данной должности.

Полиграф не может, по своим техническим параметрам, опередить степень стрессоустойчивости государственного служащего от коррупционных факторов, и поэтому как предложение в резолюцию конференции прошу внести: разработку и внедрение в полиграф возможность определения степени стресоустойчивости государственного служащего для расширения возможности полиграфа.

Мансур ЮСУПОВ – председатель Правления межрегиональной общественной организации «Национальный комитет общественного контроля», профессор, д.ю.н, эксперт ГД РФ

30.11.2015


Максим # Ответить
Надо было назвать "влияние антикоррупционных факторов на стрессоустойчивость".
Иван # Ответить
Когда взятки предлагают, у них стресса ведь нет, а когда со взятками борются - вот тогда и возникает стресс
Андрей # Ответить
Смешно выглядит исследование. Как будто за ними наблюдали, как за крысами подопытными)
Тимофей # Ответить
Не исключено, что было и так!

ОтменитьДобавить комментарий