Сайт находится на реконструкции, мы меняемся для Вас!

ТЕТ-а-ТЕТ С ВЛАСТЬЮ

первый общественно-политический GR-журнал в россии

Умное поколение - сильная Россия

Научно-технический прогресс побуждает человечество внедрять инновации там, где это возможно. Сегодня, когда мир захвати­ла тотальная рыночная электронизация, мы начинаем видеть первые успехи. Образова­ние – одно из ключевых направлений, где электронный вектор развития может стать трамплином для стремительного рывка. Наш корреспондент беседует с директором ГАПОУ «Политехнический колледж № 8 им. И. Ф. Павлова» Натальей Куторго.

– Наталья Анатольевна, что сегодня не­обходимо делать на уровне власти и на ме­стах для эффективной реализации системы электронного обучения в профессиональ­ных образовательных организациях?

– Электронное обучение, как довольно новое явление, подвергается самому присталь­ному вниманию, как со стороны экспертов, так и со стороны общественности. Общеизвестно, что электронные средства обучения форми­руют опыт деятельности в новой информаци­онной среде, расширяют каналы восприятия информации, способствуют развитию опыта творческой деятельности, образного и логиче­ского мышления. В профессиональных обра­зовательных организациях получаемые знания должны быть тесно интегрированы с практи­кой, в противном случае специалист не станет востребованным на рынке труда, а уровень его квалификации не заинтересует потенциальных работодателей. Именно поэтому электронное обучение в нашем колледже началось доста­точно давно. Преподавателями, с учетом луч­шего российского и зарубежного опыта, были написаны программы подготовки, рассмотрены и утверждены на заседании Методического со­вета колледжа, согласованы с потенциальными работодателями. Понимание того, что без опре­деленных базовых навыков в информационных технологиях, то есть, собственно электронного обучения, невозможно освоить инновационное оборудование, появилось сразу.

Развитие электронного обучения в нашем колледже тесно связано с комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы, которое утверждено Распо­ряжением № 349-р Правительства РФ от 03 марта 2015 г. Речь идёт, конечно же, о после­довательном внедрении практико-ориентиро­ванной (дуальной) модели обучения. Использо­вание и развитие электронных ресурсов, разви­тие электронного обучения в нашем колледже тесно связаны с намеченной Правительством РФ модернизацией системы СПО.

Министерство образования и науки РФ сво­евременно реагирует на изменения, происхо­дящие в новой среде – в информационном об­ществе, потому что эффективность электрон­ного обучения в образовательной организации прямо пропорционально зависит от развития информационных технологий. Однако хотелось бы отметить, что для реализации программы электронного обучения в сфере СПО необхо­дим системный подход к ее развитию и посто­янная поддержка от государства и социальных партнеров передовых колледжей, которые уже сейчас готовы её внедрить.

Для функционирования дистанционных образовательных технологий в нашем коллед­же созданы все условия: это наличие электрон­ной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информаци­онные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и те­лекоммуникационных технологий, соответству­ющих технологических средств. Тот, кто хочет двигаться вперёд, не имеет права отставать от развития в области техники и технологии, раз­вития наукоёмких производств. Наша цель – и дальше находиться в числе лидеров!

– Есть ли в ПК № 8 им. И.Ф. Павлова соб­ственная концепция (программа) развития электронного обучения?

– В ГАПОУ Политехнический колледж № 8 разработана и апробирована технология со­здания и развития единого образовательно-информационного пространства на различных уровнях: общеинформационном, системоо­бразующем и частно-предметном. Основное назначение ресурсов первых двух уровней – аккумулирование и систематизация в себе ос­новных информационных потоков.

Своевременность разработки колледжем Программы развития электронного обучения обусловлена, с одной стороны, необходимо­стью более эффективно решать задачу под­готовки и переподготовки рабочих кадров для российской промышленности и, в частности, для военно-промышленного комплекса, а с дру­гой наличием ряда благоприятных для развития данного направления факторов. При этом для выполнения Программы на сегодняшний день складываются необходимые предпосылки, по­зволяющие рассматривать эту деятельность не только как актуальную, но и востребованную, а также экономически эффективную.

К числу основных направлений реализации Программы относится:

– расширение применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий во всех формах получения образо­вания по всем направлениям подготовки;

– создание электронных учебников, учебно-методических пособий и других видов элек­тронного контента учебного назначения;

– создание и наполнение электронной базы данных авторов-разработчиков учебно-методи­ческой литературы по направлениям «Авиаци­онная и ракетно-космическая техника», «Маши­ностроение», «Информатика и вычислительная техника» и др.;

– формирование открытых образовательных ресурсов, включающих в себя инновационные разработки в области СПО, научно-методиче­ские исследования, проектную деятельность обучающихся, экспертную оценку и рецензи­рование;

– профессиональная переподготовка и по­вышение квалификации в области использова­ния электронного обучения;

– реализация в ближайшее время пилотно­го проекта Программы в профессиональных образовательных организациях Учебно-произ­водственного объединения «Авиационно-кос­мическое машиностроение».

Для выполнения этих задач на базе Политех­нического колледжа № 8 был создан Информа­ционно-издательский центр, в задачи которого входит помимо вышесказанного, развитие еди­ного информационно-образовательного про­странства, улучшение взаимодействия профес­сиональных образовательных организаций, а также организаций социального партнерства.

Сформирован банк электронных учебно-ме­тодических материалов; электронный «мето­дический кабинет», который очень удобен для работы преподавателей, поскольку открывает быстрый доступ к большому объему необ­ходимых документов. Руководство колледжа придает первостепенное значение оказанию практической помощи педагогам в приобре­тении и освоении передовых знаний как тео­ретического, так и практического характера, и естественно – развитию электронного об­учения. Запланировано издание электронного научно-методического журнала, который будет служить площадкой для обобщения и распро­странения передового педагогического опыта.

Всё это способствует систематическому вза­имодействию преподавателей и обучающихся, вовлечению студентов в активное обучение с помощью электронных учебных материалов и образовательных источников, развитию сете­вой виртуальной мобильности и разнообразию обучения.

– Применение электронных учебных ма­териалов, в отличие от традиционных «бу­мажных», позволяет осуществлять систе­матическое обновление образовательного контента с учётом технологического про­гресса и изменений в содержании труда. Как это происходит на практике? В чём состоит комплексный подход?

– ПК № 8 как многопрофильное образова­тельное учреждение сегодня предлагает не только обучение и образовательный контент, но и новую концепцию формирования обра­зовательной среды, которая включает в себя «бумажные» и электронные учебники и учебно-методические пособия, обучение на проэмуля­торах – компьютерных имитаторах станков и, что немаловажно – обучение и методическую поддержку педагогов, что особенно важно в современных условиях.

Внедрение электронного обучения в систему среднего профессионального образования тре­бует комплексного подхода в решении техни­ческих, технологических, организационно-ме­тодических и кадровых вопросов. Программа развития электронного обучения, разработан­ная в ПК № 8, реализуется именно потому, что в колледже работают высококвалифицирован­ные специалисты и преподаватели, внедря­ющие новые образовательные программы и обеспечивающие их реализацию; создана еди­ная информационно-образовательная среда электронного обучения, включающая комплекс цифровых образовательных ресурсов, совокуп­ность информационных и телекоммуникаци­онных технологий, оборудование, скоростные телекоммуникации, обеспечивающие интерак­тивные технологии, программно-аппаратную платформу, систему современных педагогиче­ских технологий.

Электронные учебные материалы, разрабо­танные преподавателями ПК № 8, все больше вызывают интерес со стороны как педагогиче­ского сообщества, так и работодателей. Работа над электронными учебными материалами в ПК № 8 – это непрерывная творческая ра­бота большого коллектива профессионалов, не просто создающих УМЛ, но и решающих актуальные задачи, которые современное об­щество ставит перед системой среднего про­фессионального образования.

– Для эффективной реализации задач электронного обучения при помощи инфор­мационных технологий профессиональные образовательные организации должны быть оснащены специальным оборудова­нием. Насколько часто приходится модер­низировать материально-техническую базу, чтобы успевать за последними тенденция­ми в области электронного обучения?

– Содержание подготовки студентов по ка­ждой образовательной программе СПО обнов­ляется в соответствии с требованиями науки, техники и запросами работодателей и по ре­зультатам текущего, промежуточного и ито­гового контроля. Формирование вариативной части ОП СПО осуществляется при непосред­ственном участии работодателей: ФКА Роскос­мос, Союза машиностроителей России, ОАО «ММП им. В.В. Чернышева», ПАО «Компания «Сухой», РСК «МиГ», АО «Концерн "Автомати­ки"», АО «Авиационной электроники и коммуни­кационных систем», ОАО НПО «Наука», ФГУП «Центр Келдыша», ФГУП «Государственный космического научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» и многих других.

Учебная практика проводится в оснащенных современным высокотехнологичным оборудо­ванием учебно-производственных мастерских колледжа, полностью соответствующих тре­бованиям ФГОС и отвечающих требованиям работодателей. Учебно-производственные ма­стерские входят в состав Многофункциональ­ного ресурсного центра, в котором осуществ­ляется изготовление заказов для внешних организаций и предприятий, в том числе явля­ющихся социальными партнерами колледжа.

– Важным фактором в этом смысле также является наличие в организациях СПО ква­лифицированного технического персонала. Насколько быстро кадры осваивают инно­вации, и, в принципе, готовы их принимать, ведь, встречаются ещё в профессиональной среде педагоги, придерживающиеся кон­сервативных методов обучения?

– Обновление профессиональных знаний в управленческой и педагогической деятельнос­ти колледжа проходит постоянно. Ежегодно педагоги проходят курсы повышения квалифи­кации и профессиональной переподготовки по актуальным проблемам педагогики и психоло­гии, управлению образованием, развитию ин­формационно-коммуникативных компетенций. Информатизация образования, проходящая повсеместно, повысила его результативность и качество.

Сегодня говорить о консервативности в образовании не приходится, так как практи­чески все педагоги нашего колледжа готовы воспринимать идеи развития современного об­разования и применять их на практике.

– Как происходит контроль и мониторинг внедрения электронного обучения?

– В коллеже создана многоуровневая систе­ма научного и методического сопровождения внедрения электронного обучения. Она ведется с использованием передового педагогического опыта и обеспечивает скоординированность и слаженность действий всех организаторов и участников данного процесса, характеризуется наличием между ними постоянной прямой и обратной связи. Что мы под этим понимаем? Обновление содержания образования, совер­шенствование граней образовательного про­цесса на основе внедрения в практику работы новых продуктивных педагогических техноло­гий, ориентированных на развитие личности студента и совершенствование педагогиче­ского мастерства преподавателя. Творческая ориентация педагогического коллектива на ов­ладение технологиями, которые стимулируют активность обучающихся, раскрывают творче­ский потенциал личности молодого человека, обеспечивают формирование универсальных учебных действий.

– Могут ли помочь развитию электрон­ного обучения механизмы стимулирования образовательных организаций, внедряю­щих его наиболее эффективно? Или все процессы происходят стихийно, что называ­ется, в ногу со временем?

– Разрабатывая подобные механизмы, сле­дует понимать, что поддержка передовых обра­зовательных колледжей со временем выведет их на новый уровень: лучшие педагоги, универ­сальные программы, современная материаль­но-техническая база. Но остальные колледжи, которые в чём-то отстали и реализующие не менее важные для экономики профессии и специальности, скатятся к стагнации. Поэтому к данному вопросу нужно подходить с учётом правила «золотой середины».

– Сегодня активно обсуждается создание национальной платформы открытого об­разования, к которой подключились веду­щие вузы страны. Набирает силу тенденция непрерывного образования на протяжении всей жизни, и с учётом сегодняшнего темпа жизни онлайн-форматы дают большие воз­можности. Возможен ли такой опыт в систе­ме СПО? Каковы в этом смысле планы на будущее у ПК № 8?

– Образовательная платформа, предлага­ющая онлайн-курсы по базовым дисципли­нам, изучаемым в российских университетах, подсказывает нам куда двигаться дальше. Она интересна, прежде всего, для гуманитар­ных профессий и специальностей. Инженера или техника при помощи одних лишь онлайн-курсов не подготовишь, а презентации, веби­нары, электронные курсы и документальные фильмы в полной мере не заменят лабора­торные работы и практическую подготовку в колледже, производственную практику сту­дентов на предприятиях. В данном случае сказывается специфика технических специ­альностей, которые преподаются в нашем колледже. Студент должен не только знать, уметь, но и уметь делать. Поэтому так важна продуманность Национальной платформы от­крытого образования в СПО и определение конкретного плана дальнейших работ по по­строению такой Платформы. Открытое обсу­ждение позволит учесть мнения разработчи­ков и будущих пользователей программных продуктов.

В настоящее время в ПК № 8 разработана система электронного обучения «Колледж-Медиа», которая позволяет: обучать студентов как по системе «blended learning», так и дистан­ционно; проектировать индивидуальные обра­зовательные траектории обучающихся; управ­лять учебными курсами, доступами преподава­телей и студентов; предоставить возможность преподавателям создавать собственные элек­тронные учебные материалы; встраивать ав­торские материалы и другой учебный контент; вести постоянный мониторинг результатов об­учения; организовывать промежуточные и ито­говые аттестации обучающихся.

Политехнический колледж № 8 уже сей­час готов стать базовой площадкой для от­крытого образования в рамках УПО «Ави­ационно-космического машиностроения» и предполагает стать такой же площадкой на федеральном уровне. Результатом работы образовательной электронной платформы должно стать взаимовыгодное сотрудничест­во для всех субъектов кластера «Авиацион­но-космическое машиностроение», повыше­ние конкурентоспособности выпускников на рынке труда, обеспечение кадрами реального сектора экономики, в том числе, военно-про­мышленного комплекса, повышение конку­рентоспособности Москвы в качестве одного из ведущих инновационно-образовательных центров России. Подобный формат поддер­жит умную молодёжь и сделает сильной Рос­сию. Мы верим в это!

Беседовал Владимир ШИШКИН


ОтменитьДобавить комментарий