Сайт находится на реконструкции, мы меняемся для Вас!

ТЕТ-а-ТЕТ С ВЛАСТЬЮ

первый общественно-политический GR-журнал в россии

Социальное партнерство

Успешность в деятельности является одним из главных показателей профессионализма человека. Современная парадигма развития системы профессионального образования предъявляет особые требования к выпускнику колледжа, задает определённый уровень развития его успешности в профессии.

Основными показателями профессиональной успешности специалиста в области экономики и финансов выступает уровень развития его личностных особенностей, профессионально важных компетенций, профессиональной культуры делового общения и взаимодействия.

Сформировать данные качества и компетенции позволяет выстроенная система социального партнёрства, которая становится условием успешной профессиональной социализации выпускника и сопровождает его на всех этапах.

Финансовый колледж № 35 в системе московского профессионального образования с 1988 года. Основан колледж как Финансово-кредитный техникум Мосгорисполкома. История колледжа встроена в историю развития экономического сектора столицы. За 27 лет колледж выпустил более девяти тысяч специалистов среднего профессионального образования: специалистов банковского дела, бухгалтеров, специалистов по налогообложению. За это время сложились и профессиональные династии, когда среднее профессиональное образование в колледже получили три поколения одной семьи или выпускники колледжа становятся его преподавателями. «Якорными» социальными партнерами колледжа за эти годы стали ПАО Московский банк Сбербанка России и Федеральная налоговая служба по городу Москве и Московской области, Учетно-налоговый центр 1 С «ПраТоН». Среди новых партнеров колледжа сегодня – АКБ «РосЕвроБанк» (АО), ПАО «Промсвязьбанк».

Основные направления развития колледжа, с одной стороны, обозначены в ряде федеральных и региональных программных документов, определяющих стратегию развития среднего профессионального образования: Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы, Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 – 2020 годы, Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года, Государственная программа города Москвы «Столичное образование» 2012 – 2018 гг.

В то же время, определяются требованиями Федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования и профессиональными стандартами, которые являются механизмом согласования требований к квалификациям рынка труда. Так, уже разработаны и утверждены профессиональные стандарты в области экономики и финансов (специалист по платежным системам, бухгалтер, специалист по микрофинансовым операциям, специалист рынка ценных бумаг, специалист по финансовому консультированию, специалист по факторинговым операциям, специалист по ипотечному кредитованию и др.).

Среди первостепенных направлений развития – обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики, консолидация ресурсов социальных партнеров и колледжа в развитии системы среднего профессионального образования и мониторинг качества подготовки кадров. Основанием для такой постановки задач, а значит и определения вектора развития колледжа становится особенности развития современного постиндустриального общества, характеризующегося ускорением темпа технологических изменений, изменениями требований рынка, потребителей, изменениями в организации труда и организационной культуры. Это накладывает отпечаток на требования к специалисту. Он должен быть более адаптивным, ориентироваться на постоянное обучение и самообразование, саморазвитие.

Поэтому сегодня важно оценить сложившуюся технологию подготовки специалиста в колледже и задать новый вектор развития в актуализации образовательных программ и технологий, в развитии механизмов социального партнерства и педагогического сопровождения процесса профессиональной социализации выпускника.

Первый этап профессиональной социализации – адаптационный, в течение которого школьник, начинающий осваивать азы профессии, сталкивается с новой социальной ролью – ролью студента, осмысляет себя частью данной социальной группы. Своеобразное погружение в профессию может прочувствовать на себе в рамках системных профориентационных мероприятий: день открытых дверей «Маршрут успеха», просветительский проект Департамента образования города Москвы, участником которых стал колледж в этом учебном году, – «Профессиональная среда» по направлению «Бухгалтерия». Школьники стали участниками профессиональных мастер-классов и деловых игр, презентаций специальностей, проектных мастерских со студентами колледжа – победителями и призерами регионального IV Открытого чемпионата города Москвы World Skills Russia, а также получили возможность лично пообщаться с представителями банковского профессионального сообщества. Такое участие позволяет использовать такой продуктивный нетворкинг в собственных целях – определиться с выбором будущей профессии.

Студент в течение адаптационного периода осваивает нормы, правила, традиции колледжа, обобщает интеллектуальные приемы, становится участником профессиональных праздников – День финансиста, День бухгалтера, День банковского работника, впервые встречаясь лицом к лицу с успешными выпускниками – в настоящем партнерами-работодателями и представителями профессионального сообщества. Результатом такого взаимодействия является обоснованность в выборе образовательного учреждения и будущей профессии, потребность в проектной и исследовательской деятельности, осознание нового социального статуса.

На втором этапе происходит формирование специалиста. Важно, чтобы студентом были восприняты цели и ценности профессионального образования. Следует отметить уже обозначенную в настоящем перспективу развития финансового сектора экономики – развитие информационных технологий и замещение людей интеллектуальными автоматизированными системами, появление новых финансовых инструментов (краудфандинг, краудинвестинг), развитие новых валют в сети Интернет. Эти новации меняют структуру специальности, побуждают развивать смежные компетенции. Возрастает роль надпрофессиональных навыков и умений: системное мышление, коммуникация, управление проектами, клиентоориентированность, умение работать в коллективе, умение работать в режиме быстрой смены задач. Формируются эти цели и ценности через отбор содержания образования и инструментов его реализации (формы, средства, включение студентов в различные виды деятельности). Не сказать о значимой роли социальных партнеров в реализации этого этапа нельзя.

Гарантиями качества подготовки специалиста выступают образовательные программы, за разработку которых отвечает образовательное учреждение: в основе программ – требования федеральных государственных образовательных стандартов, которые устанавливают минимальный уровень требования к освоению специальности. Отвечает на запросы рынка труда вариативная часть программ, в которой отражены потребности работодателей. Она обновляется ежегодно и составляет третью часть учебного плана, включает учебные дисциплины и профессиональные модули. Что по итогам последней встречи с партнерами в начале 2016 года мы включили в образовательную программу наших специальностей? Такие дисциплины, как «Психология общения», «Культура речи и деловое общение», в рамках которых половина занятий посвящена тренингам, разбору ситуаций, позволяющих спроецировать формат общения с коллегами и клиентами, исключить возможные конфликтные ситуации, формированию культуры письменной деловой речи, этике гражданского служащего.

Включение в программу подготовки специалистов банковского дела учебной дисциплины «Продвижение и продажа банковских продуктов и услуг» позволяет студентам не только получить знания в области банковского маркетинга, но и провести эффективную презентацию банковского продукта, осуществить информационное сопровождение клиентов, овладеть техникой ведения переговоров. Включены в реализацию образовательных программ элементы дуального обучения: тренинги, практические занятия и практика на базе партнеров-работодателей. Так, специалисты Московского банка Сбербанка России на практических занятиях отрабатывают стандарты сервиса при обслуживании клиентов в банке. В рамках преддипломной практики будущие бухгалтеры и специалисты по налогообложению в Учетно-налоговом центре 1 С «ПраТоН», решая комплексную профессиональную задачу, не только отражают в программе 1С хозяйственные операции конкретной организации, но и проверяют правильность и полноту учета, определяют перечень нарушений и возможные последствия, вырабатывают предложения и рекомендации по улучшению учета. Практическая составляющая заложена и в основе курсового проектирования.

Работодатель прямо заявляет, с каким программным продуктом должен работать студент, с чем столкнется в организации, на предприятии. В отрасли велика конкуренция, возрастает потребность в новом знании, поэтому в колледже организована работа на профессиональных программных продуктах: пакет программ компании 1С (Бухгалтерия, Предприятие, Торговля), учебная программа и тренажеры Сберегательного банка. Практико-ориентированное обучение реализуется преподавателями в учебных лабораториях (Учебный банк, Учебная бухгалтерия), которые позволяют моделировать профессиональную деятельность на реальных рабочих местах, отрабатывать навыки, формировать профессиональные компетенции. Справочно-информационные системы «Гарант», «Консультант Плюс» позволяют оперативно работать с обновляемой нормативной базой документов в области бухучета и банковской деятельности, трудового законодательства.

В то же время федеральный государственный образовательный стандарт СПО и реалии развития финансово-инвестиционного сектора экономики задают перечень таких компетенций, который порой не укладывается в организационные рамки аудиторной учебной работы. У студентов есть возможность их развития в рамках дополнительного образования, олимпиадного и конкурсного движения. В колледже в текущем учебном году было открыто 12 объединений дополнительного образования разной направленности: научное студенческое общество «Современный бизнес», военно-патриотическое объединение «Летопись», «Изучаем налоги вместе», спортивные секции волейбола и баскетбола, «Деловой английский» и др.

Важна и добровольческая инициатива студентов, которая была поддержана педагогами. Пример тому – волонтерское студенческое движение «Заплати налоги – живи достойно», реализованная студентами 4 курса специальности Экономика и бухгалтерский учет, будущими специалистами по налогообложению. «Наша добровольческая инициатива направлена на осознание гражданами, что обязанность платить налоги – это безусловное требование и необходимое условие существования любого государства, разъяснение того, что налоговая грамотность специалистов различных отраслей – важное условие успешного функционирования экономики государства». Программа волонтеров включала три этапа: на первом этапе были проведены маркетинговые исследования в области изучения рынка образовательных финансовых услуг, на втором – разработана и подготовлена программа волонтерского движения (включая практикум по методике исчисления налогов, электронные презентации и видеофильмы), апробирована на практике, на третьем этапе программа непосредственно была реализована на практике в форме волонтерского движения – интерактивная игра «Путешествие в экономику» для учащихся начальной ступени ГБОУ СОШ «Центр образования» № 1989, ГБОУ СОШ № 566, ГБОУ «Школа № 933».

Такой подход позволяет студентам овладеть смежными компетенциями, метапредметными и междисциплинарными знаниями, попробовать себя в различных видах деятельности (конкурсы, проекты, олимпиады предметные и олимпиады профессионального мастерства, мастер-классы), приблизиться к работе в своей отрасли. Результат этого этапа социализации – ролевая идентификация студента (я – профессионал, я – гражданин, я – семьянин, я – сторонник здорового образа жизни и т.д.).

Третий этап – формирование готовности выпускника к самостоятельной профессиональной и дальнейшей образовательной деятельности. На этом этапе важно создать условия для развития «адаптивных» ресурсов для дальнейшей успешной занятости выпускника. И снова на первом месте – изучение потребности рынка труда через анкетирование работодателей по итогам прохождения производственной практики. Далее – профессиональные консультации и мастер-классы работодателей «Добро пожаловать в Сбербанк», «Охота на работу». В колледже организована работа Центра содействия трудоустройству выпускников. Проведение тренингов, формирование банка резюме, банка вакансий, встречи с работодателями, получение отзывов и характеристик позволяет организовать места практики и трудоустройства, иногда предлагая несколько вакансий для выпускника.

Кроме того, важным является и сопровождение карьеры специалиста, его адаптации на рабочем месте. В 2016 году колледж принял участие в проекте «Профессиональный импульс», организаторами которого выступили Департамент образования города Москвы, Городской методический центр, Учебно-производственные объединения. Проект направлен на реализацию механизмов сопровождения индивидуального профессионального и карьерного плана развития студентов колледжей.

Главную роль на данном этапе играет оценочный компонент – какого результата мы достигли? Как его можно оценить? Конечно, важную роль играет государственная итоговая аттестация как результат освоения профессиональной программы. Она осуществляется в форме защиты выпускной квалификационной работы. Рецензентами и частично руководителями ВКР также выступают работодатели. Но сегодня в системе профессионального образования города Москвы появились и другие механизмы оценки качества подготовки специалистов. Это чемпионат профессионального мастерства по стандартам Worldskills Russia. Студенты колледжа приняли участие в соревнованиях по двум компетенциям московского чемпионата и стали первыми в презентационной компетенции «Банковский клиентский менеджер», четвертыми в компетенции «Предпринимательство». Показателем оценки качества подготовки становится и сертификация выпускников специальности Банковское дело специалистами Московского банка Сбербанка России по трем направлениям (кассовые операции, переводы, вклады), результаты которого позволяют актуализировать содержание рабочих программ профессиональных модулей и фонды оценочных средств. Главным результатом становится трудоустройство выпускников по специальности (по итогам 2015 года – 80,9 %).

Колледж начал работу по развитию механизмов и форм участия социальных партнеров в общественно-государственном управлении, так, в апреле 2016 года в колледже создан Управляющий совет, кооптированными членами которого стали представители наших «якорных» работодателей. В свою очередь с председателем Управляющего совета, Золотых Т. Ю., генеральным директором ОАО Учетно-налогового центра 1 С «ПраТоН», и компанией 1 С разработан проект создания новой учебной лаборатории для специалистов в области бухгалтерского учета и аудита на основе современных «облачных» технологий и сервисов.

В перспективе – решение задач по повышению уровня делового английского языка и разговорных практик в проектной деятельности студентов, расширению олимпиадного движения, сотрудничеству с технопарками города Москвы, реализации на базе колледжа набора программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении жителей Москвы, в том числе школьников и взрослого населения.

Сотрудничество с работодателями по подготовке специалистов позволяет обосновывать результативность обучения и последующее трудоустройство, формирует корпоративную социальную ответственность и позволяет решить наша самую главную задачу – обеспечить соответствие квалификации выпускников требованиям экономики столицы.

Е. А. ИВАНОВА


ОтменитьДобавить комментарий