Сайт находится на реконструкции, мы меняемся для Вас!

ТЕТ-а-ТЕТ С ВЛАСТЬЮ

первый общественно-политический GR-журнал в россии

Промышленники и производители России против коррупции

Промышленники и производители России против коррупции

Борьба с коррупцией предполагает не только наказание за совершенные преступления, но, в первую очередь, профилактику и предупреждение таких правонарушений, устранение причин и условий, порождающих коррупционные проявления.

Успешной превентивной мерой может стать формирование среды, в которой взятки и откаты будут просто неприемлемы. Об этом нам рассказал в своём интервью председатель правления Национального комитета общественного контроля Мансур Юсупов, профессор кафедры УПД Международного юридического института.

– Какие инициативы сейчас реализуются в России для устранения коррупционных барьеров для бизнеса? Может быть, уже есть результаты ранее запущенных инициатив и программ?

– Во-первых, это создание в России института уполномоченных по защите законных прав предпринимателей. Уполномоченный по защите прав предпринимателей – это назначаемый Президентом России государственный гражданский служащий, который отвечает за организацию работы по внесудебному восстановлению нарушенных государственными органами прав бизнесменов, урегулировании возникающих споров между бизнесом и органами власти. Это серьёзный инструмент для бизнеса по противодействию коррупции с широкими правовыми полномочиями. Основными задачами Уполномоченного являются:

1) защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

3) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

4) взаимодействие с предпринимательским сообществом;

5) участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Во-вторых, ещё одним из самых заметных антикоррупционных событий для предпринимателей является принятие по инициативе российского предпринимательства еще в 2012 году программного документа «Антикоррупционная хартия российского бизнеса». В нём подробно изложена позиция самого бизнес-сообщества выстраивать свою деятельность без коррупционных факторов, в том числе, так называемый отказ от коррупционной схемы заключения всех договоров, контрактов и многих других финансовых операций. Этот документ был подписан в числе первых такими крупными предпринимательскими сообществами России, как Торгово-промышленная палата РФ (ТПП), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), «Деловая Россия» и «ОПОРА России». За ними последовали такие крупные бизнес-структуры, как «Газпром», Роскосмос, «Роснефть», и более 400 коммерческих организаций. Сегодня ведётся реестр таких организаций, подписавшим программу вручается сертификат участника.

Это уже конкретный результат, реальные инструменты недопущения и предупреждения коррупционных факторов самим предпринимательским сообществом, самим бизнесом. К сожалению, на мой взгляд, эта инициатива ещё слабо развита и нуждается в совершенствовании. Известны другие факты, когда многие компании сами начали разрабатывать антикоррупционные меры с учётом специфики своей деятельности. Всем надоело платить откаты и взятки.

– В борьбе с коррупцией зарекомендовала себя такая мера, как минимизация личного общения чиновников с представителями компаний и физлицами. На каких информационных площадках реализован этот принцип?

– К специализированным автоматизированным системам противодействия коррупции можно отнести Единую информационную систему Федеральной службы по финансовому мониторингу, становление которой определяется Концепцией национальной стратегии противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, утверждённой Президентом РФ в июне 2005 года. Система, получая информацию из различных источников, позволяет её обрабатывать и анализировать, в том числе выявлять операции, связанные с легализацией доходов, полученных при проявлении коррупционных отношений. Для противодействия коррупции могут быть использованы и определённые функциональные подсистемы АИС «Налог», автоматизирующие контрольную и аналитическую деятельность подразделений Федеральной налоговой службы. В результате инспектору и бухгалтеру нет необходимости встречаться лично, за счёт чего снижаются коррупционные риски.

– Наверное, есть примеры в закупках?

– Да, официальный сайт РФ для размещения информации о заказах zakupki.gov.ru и Портал государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru являются примерами результативных государственных ресурсов, чьё создание повысило прозрачность деятельности органов государственной и муниципальной власти, а также выстроило безопасное с коррупционной точки зрения электронное взаимодействие между чиновником, гражданином или бизнесом. Однако необходимо дальнейшее совершенствование программного обеспечения этих и других видов государственных, муниципальных информационных ресурсов, в том числе институтов гражданского общества для совершенствования создания специализированных компонентов, противодействия коррупции на примере сеульской антикоррупционной программы OPEN. Это простой, удобный и результативный механизм. Он дал гражданам возможность контролировать прохождение своего заявления, обращения, просьбы, письма в государственных структурах. С введением этой программы в южнокорейском городе Сеуле коррупция сократилась в шесть раз.

– Какие ещё, на Ваш взгляд, существенные меры поддержки производителей и промышленников принимаются государством?

– Хочу, напомним, что такие темы как защита бизнеса и поддержка российских производственников и предпринимателей поднимались Президентом и в ходе оглашения послания Федеральному собранию 4 декабря 2015 года. Тогда Владимир Путин подчеркнул, что в рамках сложившейся ситуации, в частности, политики импортозамещения, особо важной задачей государства на данный момент является поддержка малого и среднего предпринимательства, защита бизнеса российских производителей и промышленников от коррупции и административного давления.

Кроме того, президент в очередной раз поднял тему неоправданного ужесточения контроля над предпринимателями и попросил Правительственную комиссию по административной реформе совместно с деловыми объединениями представить до 1 июля 2016 года конкретные предложения по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов.

Беседовал Владимир ШИШКИН

09.03.2016


ОтменитьДобавить комментарий